Высока художественная ценность изобразительно-выразительных средств, поэтических деталей, используемых в хикметах.
Одним из психологических приемов, совершенствующих личность человека, являлось покаяние, которое очищало душу и сердце человека от скверны. Самоанализ поступков, самобичевание, самоосуждение также избавляют от пороков.
Если ты правоверный - иди попути пророка к Аллаху. Если услышишь их имя, поклоняйсяи восхваляй их.
Очень много внимания уделял Ясави воспитанию в человеке чувства сопереживания, сопричастности, великодушия и жалости. Обратим внимание на такие строки:
Люди, влюбленные в Создателя,достигли своей мечты. Смотри, не опозорься,прикидываясь влюбленным.Через мост по имени Сират, который тоньшеИ острее лезвия меча, лжецы не пройдут...
Или такое предостережение:
Если ты умен и мудр, заботься о нищих,Как Мустафа, собирай и опекай сирот повсюду.Держись подальше от алчных и подлых,Убереги себя и стань как полноводная река.
Рассуждая о милосердии, гуманности, доброте, великий Ходжа Ахмед Ясави писал:
Если будет перед тобой неверный, не делай обиду ему.От сердца жестокого, от душиобидчика отвращается Господь. О, Аллах истинный! Такому рабу уготована преисподняя ада!
Для мусульман мои хикметы - учителя.Кто бы ты ни был, должен поклоняться Богу.Мои хикметы декламируй тем, кто поймет.Восслави молитвами милостьАллаха.
Сочинения Ясави были весьма популярны, их передавали из уст в уста, они как бы исполняли функции своеобразного морального кодекса, на который равнялись люди. Опираясь на религиозные трактаты и устои, он призывал соотечественников к самосовершенствованию, человеколюбию, милосердию, веротерпимости, толерантности. Например:
Ходжа Ахмед Ясави известен не только как выдающийся религиозный деятель Востока, но и как талантливый поэт, философ, отличавшийся особенной мудростью и безграничной гуманностью. Его проницательный ум охватывал все жизненные процессы эпохи, в которой он жил. Переживая и беспокоясь, он думал и заботился о будущем народа, о духовном состоянии правителей и моральном облике общественных деятелей, решавших судьбы людей.
Гробница, возведенная на месте его захоронения, превратилась в крупный архитектурный комплекс, ставший народным достоянием. Последствии сюда же были перенесены и захоронены останки таких великих деятелей казахского народа, как Есим хан, хан Джихангир, Тауке хан, Аблай хан и некоторых видных биев. В настоящий момент архитектурный комплекс, олицетворяющий все великолепие средневекового зодчества Востока, является великим наследием не только для тюркского мира, но и для мусульман всего мира.
Основой произведения является жизнеописание самого Ахмета Ясави, но основная мысль - это непостоянство всего сущего и невозможность унести какие-либо материальные ценности этого мира в другой. Осуждая алчность и стремление к власти сильных мира сего, он призывал к аскетизму и развитию духовного мира человека. Последователи А.Ясави - Сулейман Бакыргани, Аллаяр, Ахсани и т.д. - тоже стали проповедниками суфизма, продолжая дело своего учителя. Среди народа распространилось очень много крылатых выражений и высказываний А.Ясави. Кроме того, в его "Книге Мудрости" можно найти очень много фактов, касающихся культуры, литературы, истории и этнографии казахского народа.
Дошедшее до наших дней произведение АЯсави "Дивани Хикмат" (Книга Мудрости) является сборником стихов, которые высоко оцениваются и изучаются не только среди тюркских народов, но и во всем мире. 19 веке сборник был издан несколько раз в таких городах, как Стамбул, Казань и Ташкент.
Отличием А.Ясави от других восточных авторов, проповедовавших ислам, стало то, что Ясави писал и проповедовал свои идеи на тюркском языке, который был наиболее доступным для народа. В своих работах он постоянно использовал кыпчакские пословицы, поговорки и другие выражения.
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1103 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстана-баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.Когда Юсуф Хамадани скончался в 1140 году, А.Ясави лично возглавил школу, однако по прошествии некоторого времени оставил ее и перебрался в родные места, где не смотря на свое бедное существование, проповедовал идеи суфизма. Среди канлы, кипчаков, коныратов и других тюркских племен, расселившихся по среднему и нижнему течению Сырдарьи, ислам только-только начал распространяться. И Ахмета Ясави, которого в народе стали считать духовным лидером новой религии, стали называть "Святой отец".
Ахмад Ясави (около 1105-1166),среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на чагатайском языке. Автор сборника мистических духовных стихов «Хикмат» (изд. 1878). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него стихов. Язык их содержит и элементы огузских говоров.
| |
Гость, приветствуем Вас!
Комментариев нет:
Отправить комментарий